Мы живем в эпоху больной толерантности, народы клевещут друг на друга, храня свои локальные конфликты под большим засовом. Нам же слышны лишь отголоски скандалов их внутренней кухни. Например, афроамериканцы добрую сотню лет, борются за равноправие в современном обществе, припоминая рабство и притеснения со стороны белого населения США. Казалось бы, все справедливо, но в их среде тоже хватало эксплуатационных тем. Заглянуть за эту ширму мне помог фильм, основанный на книге Элис Уокер «Цвет пурпурный» — «Цветы лиловых полей».

Сюжет стартует в начале 20-го века. Нас знакомят с сестрами Джонсон, Селли и Нетти. Сели беременна вторым ребенком от своего отчима (но это она узнает лишь ближе к концу фильма), который начинает поглядывать на Нетти. После родов отчим забирает ребенка и отдает в другую семью. Через некоторое время в Нетти влюбляется фермер, которого зовут Мистер (настоящее имя Альберт, но это станет известно позднее). Отец же не дает добро и предлагает вместо Нетти, Селли. Мистер забирает Селли к себе. И здесь начинается настоящий ад. Селли постоянно становится жертвой насилия своего «мужа», на нее сваливается все хозяйство, от нескольких детей, оставшихся у Альберта после смерти жены, до хозяйства, которое после жены пришло в упадок. Кадры загаженной кухни, с бегающими крысами до сих пор стоят у меня перед глазами. Мистер не испытывает к Селли никакого тепла и уважения, в чистом виде он эксплуатирует ее, как физически, так и ментально. От постоянных нападок Селли становится довольно замкнутой. Её осанка показывает постоянный страх перед Альбертом. Хоть она и адаптировалась к тяжелой жизни, все её бытие стало настолько «роботизировано», что она знает наперед мысли Мистера. Это показывается сцена, когда Альберт собирается на встречу с Шуг, которая в дальнейшем произведет в жизни Селли настоящую революцию.

Вскоре, к Селли переезжает её сестра, пытаясь скрыться от домогательств отчима. Сестры рады воссоединению, но теперь Альберт начинает приставать к Нетти и получает отпор, после которого Мистер изгоняет Нетти из дома. Та кричит, что только смерть может разделить её с сестрой и обещает постоянно писать Селли.

Определенным знаком качества для меня стало имя Стивена Спилберга в начальных титрах, увидев его, я понял, следующие два с половиной часа, я проведу не в пустую. Фильм производит сильное впечатление, оставляя горящий след в памяти. Его просмотр я могу сравнить с ртутным столбиком градусника. Начало очень холодное (в эмоциональном плане), но чем дальше, тем теплее, лишь иногда происходят моменты сбивающие температуру, но она уверенно стремится к плюсу. Актерский состав неповторим. Вупи Голдберг, которая для меня раскрылась в этой драматической роли, ведь большинство фильмов с ней это комедии, а единственным нравившемся фильмом с ней был «Джек-попрыгун». Причем довольно любопытно, что это первая роль для нее в художественном фильме. И сыграна она идеально.

Дэнни Гловер вообще нокаутировал меня. Привыкнув видеть его в фильмах, где он играет положительных героев, я не мог себе представить, что он может сыграть такую отъявленную мразь. Могу с уверенностью сказать, что эта роль пик его актерской карьеры!

Очень понравилась Опра Уинфри (та самая ведущая ток шоу) в роли Софии. Такая пробивная бой-баба, стоящая за себя и знающая себе цену. Только таких людей обычно ломает жизнь, что и случилось в этом фильме, оказав на меня довольно сильное впечатление, как один единственный случай кардинально меняет жизнь человека в мгновение ока.

Итог – фильм длинною в человеческую жизнь, тяжелую, несправедливую, эксплуатационную, но сила человеческого духа и вера помогают пройти этот путь достойно. Когда не остается никакой надежды, загорается зеленая табличка с надписью выход и все становится на круги своя. Фильм по своей структуре немного напомнил мне картину «На что способна любовь», рассказывающий о жизни, творческом пути и отношениями с мужем известной певицы Тины Тернер. Если вы всё еще не смотрели «Цветы лиловых полей» не тратьте время, срочно, при первой же возможности ознакомьтесь с картиной. Если вам мало моего мнения, то обратитесь к мнению киноакадемии, которая номинировала фильм на рекордные 11 категорий. Досадно, что картина так и не получила ни одного, но она была замечена. Однако другие награды она все-таки ухватила: Золотой глобус 1986 года в номинации Лучшая женская роль в драматическом фильме и лучшая актриса по мнению Национального совета кинокритиков США получила Вупи Голдберг. Так же совет удостоил фильм звания лучший фильм 1985 года плюс фильм вошел в лучшую десятку картин 1985 года.

P.S. Также можете ознакомится с оригинальным произведением «Цвет лиловый», оно переведено на русский язык издательством АСТ в серии XX век / XXI век -The Best.