Занимаясь подготовкой к установке GDemu в свой второй Дримкаст, я задумался, а ведь в нашем городе приставка была редким  зверем. За всю свою жизнь, я видел ее в нашем городе один раз и то случайно. Она не стояла в игровых клубах, не мелькала на витринах магазинов, о ней мало говорили. Интересно, а как обстояли дела в других городах? Дабы ответить на этот вопрос, я собрал друзей из разных уголков нашей страны, которые интересовались этой редкой приставкой в то время. Три человека, три города, три истории, одна консоль. ПоDREAMCASTили!

 

Никита  A.K.A. m.room. Автор канала От винтаж. Город Курган. 38 лет.

Название Dreamcast я впервые увидел в 1998 году в 39 номере журнала «Великий Dракон». Подробностей там было мало, авторы просто написали, что Sega готовит новую приставку, которая будет способна выводить в 10 раз больше полигонов, чем первая PlayStation. Цифры на меня никогда особого впечатления не производили, и я решил подождать, какие игры появятся на новой консоли. И в ближайшие пару лет из того же «ВD» (и, как ни странно, Official PlayStation Magazine) я периодически узнавал о любопытных продуктах для Dreamcast. Конечно же, будучи фанатом Resident Evil, я заинтересовался сеговским эксклюзивом (на тот момент): Code Veronica. Учитывая моё отношение к Mortal Kombat 4, я особенно не задумывался об MK Gold (но там же новые персонажи и заставки!). Другое дело – Dead Or Alive 2 (очень уж меня впечатлили скрины с изображениями героинь) и SoulCalibur – продолжение отличного Soul Blade! Ну и совершенно безумный и новаторский Rez – японский музыкальный хардкорный шутер с трансовым саундтреком и графикой в стиле работ Кандинского (ещё для него анонсировали девайс с названием Trance Vibrator, но я сейчас не о том).

В 1999 году в 44 номере «Dракона» привели аналитическую статейку, написанную по материалам Daily Telegraph. В ней сравнивались три консоли следующего поколения: Dreamcast, PlayStation 2 и Dolphin (как тогда именовали GameCube). Благодаря статье я понял, что новая сеговская приставка мне по большому счёту малоинтересна, ведь на неё должны были в основном выходить порты с компьютера (ну и игры про Соника, конечно же). А я ждал новых частей Tekken, Silent Hill, Final Fantasy и т.д. Поэтому на тот момент сделал выбор в пользу PS2 (пусть даже теоретической возможности купить её у нас на тот момент не было).

В 2000 году мой бывший одноклассник Денис, окончив школу, уехал учиться в другой город. Мы с ним писали друг другу письма (бумажные, представьте себе), и в них он жаловался, что в Омске в продаже нет ничего нового для PlayStation, всё для Dreamcast. Сама приставка там стоила 6500, что для нас было, конечно же, неподъёмной суммой. Но всё равно, я бы хотел посмотреть на саму консоль и на диски для неё. Я думал: “Конечно, Омск – большой город, там есть всё, а в Кургане вряд ли когда-нибудь появится «Дримкаст»”. Каково же было моё удивление, когда в феврале 2001 года в одном из курганских магазинов я увидел-таки ту самую консоль! У нас она стоила 7100. В марте для неё там же стали продавать и пиратские диски за 150 рублей. Учитывая, что игры для первой «Соньки» на тот момент можно было купить за 60-80 р., я посчитал продавцов барыгами. Из любопытных наименований я для себя отметил Test Drive 6, Quake 3 и Tomb Raider 4 (который у меня был на PS1).

Как же мне Dreamcast тогда глаза мозолил… В своём игровом дневнике я написал, что, будь у нас деньги, я бы непременно купил «Дрим», не дождавшись второй «Соньки». Кстати, в то время мой брат на рынке у одного продавца дисков (которого мы называли «Злой дядя») спрашивал, когда до Кургана доберётся PS2. Ему ответили, что её можно заказать хоть сейчас, но за 650 долларов. Деньги – вперёд. Для нас что 7100 рублей, что $650 (около 18,5 тысяч на тот момент) – суммы одинаково нереальные. И хорошо, что у нас тогда не оказалось таких денег, ведь уже скоро из игровой прессы я узнал, что Sega официально отказалась от Dreamcast, и отныне она сосредоточится на мультиплатформе (о чём я написал статью в своём фэнзине «Dруг геймера»).

Летом 2001 у того же «Злого дяди» мы с Денисом выбирали диски для PlayStation, и он тогда нам сказал: «Что ж вы всё на «Соньке» играете, вон, на «Дримкаст» переходите». На что я ответил: «Ага, стоит ли покупать приставку на один год, новых-то игр для неё больше не будет». Он на меня посмотрел с таким удивлением…

Многие сеговские хиты тем временем стали анонсироваться для PS2, и о покупке «Дрима» я перестал думать, сделав окончательный выбор в пользу второй PlayStation. На PS2 я копил целый год, и в 2002 (когда она стала стоить дешевле 10 тысяч) мы с отцом поехали за ней в Москву. Впрочем, это уже совсем другая история…

Кстати, на Dreamcast я всё-таки поиграл. Но уже в 2007 году. Тогда эту консоль себе купил другой мой товарищ, Илья. Я, конечно же, опробовал Rez и Dead Or Alive. Мне они понравились, но не более того. Эти игры я потом куплю, соответственно, на Xbox 360 (в цифре) и PS2 (Platinum-версия).

В завершении могу сказать, что у «Дримкаста», конечно же, есть свои достоинства. Особенно сейчас, для ретро-геймеров. Но лично для меня он никогда не был мечтой. Практически все интересующие меня игры с него были портированы на другие консоли, и особенно тёплых эмоций к нему я не испытываю. Но уважаю. Потому что для своего времени это был настоящий прорыв и next-gen. У него были все шансы конкурировать со второй PlayStation, но у «Сеги» что-то пошло не так…


 

Александр A.K.A. Axl-69. Автор сия блога и канала имени себя. Город Старый Оскол. 33 года.

Профильная литература в нашем городе не была распространена и об играх или консолях, мы узнавали несколькими способами – сарафанное радио, книги с кодами и реклама в них, либо видели новую консоль непосредственно в игровых. Первую книгу с паролями мне купили в середине 1998 года, но о предстоящем выходе Дрима  там не было, ни слова. Следующие книги с кодами, я начну активно покупать только после 2001 года, а это время, когда Sega отправит консолей на заслуженный покой. Соответственно я не застал приставку в момент ее жизненного цикла.

Первый раз консоль я увидел абсолютно случайно, где-то в 99-2000, мы зашли в гости к сестре мужа маминой подруги, уже и не помню зачем. У них был сын Витя, который был значительно младше меня. Когда мы пришли, он играл в Battletoads & Double Dragon на Megadrive, что меня несколько удивило, так как я не знал, что игра выходила еще где-то помимо Денди. Тогда же я обратил внимание на рядом стоящую с Мегадрайвом белую коробочку с надписью SEGA. На мой вопрос, что это такое, Витя безразлично ответил, мол, это приставка от SEGA такая же как и Playstation, дисков у него почти на нее нет, потому он в нее не играет. Отмечу, мы зашли буквально на 5 минут,  у меня не было много времени развязать разговор и узнать больше о приставке.  Витю на тот момент я не знал, это была наша первая встреча. Фраза «это приставка от SEGA такая же как и Playstation» буквально застряла у меня в голове и породило в голове предубеждение, что Дрим, это такой клон консоли от Сони. Сейчас это звучит глупо, но посудите сами, интернета нет, провинциальный город, информация буквально передается из рук в руки. Мне 13, Вите и того меньше, естественно ни я, ни он не разбирались во всех хитросплетениях технологий, которые бы могли более или менее объяснить различия консолей. Соответственно,  после этого не было желания изменить своей мечте — покупке именно PSone, о которой говорили, в которую играли, о которой мечтали. В 2002 году, мы с моим другом Женьком, несколько раз в месяц стали ходить на рынок, чтобы купить или поглазеть на игры Мегадрайва, других консолей у нас не было. Тогда я начал обращать внимание на лежащие ребрами к покупателю дискам с припиской Dreamcast. Однако в сравнении с играми на Playstation и Megadrive их ничтожно мало, видимо упавшая цена на PS после выхода PS2 и объявление самой SEGA об отказе поддерживать консоль окончательно убило к ней интерес. В тоже время я часто покупал книги кодов, паролей и описаний, там, в разделе рекламы, можно было часто увидеть о наличии в магазинах Дрима, дисков и аксессуаров к нему и его ремонту.

В 2003 году в мой дом пришел его высочество PC и об консолях я практически забыл, полностью уйдя в PC гейминг. В 2005 году, когда у меня появился интернет по  Dial-Up, я предпринимал попытки эмулировать Дрим, даже прикупил диск с WWF Royal Rumble, но в свете несовершенства эмуляторов так ничего и не добился. Зато укратил эмуль для PS. В очередной раз, хоть и по средствам эмулятора, приставка от Сони побеждала SEGA в моей геймерской жизни.

По возвращению из армии в 2011 году, я медленно, но верно начал просвещаться в вопросах истории старых консолей. Тогда, спустя 10 лет, я и узнал о том, что Дримкаст был куда мощнее PSone, что он мог бы составить конкуренцию PS2. Мечта заполучить его расцвела в 2012 году. В интернете на него было приличные цены, тогда я решил попытать счастья на местных барахолках. Они тоже не дали результата, ближайший вариант был в соседнем городе, куда и пришлось отправиться. Но не все было так просто, парень жил в частном секторе, из-за чего пришлось долго петлять, чтобы найти его дом. Задача была выполнена, дом найден, парень оказался довольно простым, по его заявлением  приставка уже давно валялась в сарае, но была полностью рабочей. За консоль он просил всего 1500, что для меня было отличным решением, ведь такой цены на консоль я не встречал. При этом все кабели и геймпад были в наличии, в подарок мне причиталось несколько дисков – Alone in the Dark: New Nightmare, Soul Reaver, несколько версий Doom на одном диске, Half – Life, какие-то гоночки и еще несколько, которые я особо не запомнил. Перед покупкой я попросил показать работоспособность. Пока парень подключал консоль он задал мне вопрос – «…а правда что она мощная, как PS2», на что получил от меня отрицательный ответ, ведь PS2 у меня уже была и я прекрасно знал, что в области процессора и видео чипа  она уже перегоняет Дрим. Так у меня и появился свой личный Dreamcast.

Запустив его дома, я сразу обратил внимание на четкость графики и отсутствие «плывущих текстур» в Soul Reaver. Эти два наблюдения в последствии лягут в основу моих постоянных подколов в сторону владельцев PSone. В нашей беседе можно часто встретить шутки про дрова и плавающие фоны.  Думаете на этом история закончена? Отнюдь. Естественно меня не устраивали игры, идущие в комплекте с приставкой. Хотелось поиграть в Спауна, Человека-паука, Шенму, Соника, MK Gold и еще кучу тайтлов, хотя до этого я думал, что на PS куда больше интересующих меня игр. О покупке лицензии не могло быть и речи, тогда я просто не мог себе это позволить, учитывая нынешние цены на игры DC и сейчас не могу))) Была начата работа по изучению вопроса записи дисков для DC. И даже в вопросе пиратсва  Дрим умудрялся проигрывать Соньке. Дело в том, что запись дисков должна вестись на скорости 2x, на тот момент такиех CD-ROMов уже было днем с огнем не сыскать. Запись моего CD-RW привода 2003 года велась начиная с четвертой скорости. У своего тогдашнего знакомого был найден комп, который его батя собрал из олдовых комплектующих. Именно там был найден старый привод  LG, который мог справиться с поставленной задачей. Так запаров пару болванок, нам все-таки удалось записать несколько игр, среди них Blue Stinger, MK Gold, Nightmare Creatures 2, Shadow man. Поиграв в них, мы снова отметили превосходство над PS, но все же я был разочарован. Словно какой рок висел над этой приставкой, что у SEGA с ней не задалось, что у меня. Я потратил кучу времени на изучение вопроса, а итогом стал выхлоп из нескольких игр и гора испорченных CD. В итоге я поставил крест на консоли и поставил ее на полочку в ожидании, когда можно будет спокойно записывать игры для нее. Замечу, что в конце года, мы с двоюродным братом повели классную игровую сессию на Дриме. Брат, у которого была Сонька, показывал мастерство в Soul Reaver попутно ознакамливая  меня с миром игры. Лекция о воде в материальном и не материальном мире Soul Reaver прилагается)))

Через несколько лет, начитавшись форума о Дриме, я напрягу Админа спаять адаптер, который может запускать игры через серийный порт. Но то ли схема неправильная, то ли Димон чего попутал, вообщем вундервафля не заработала. Я конечно расстроился, но быстро отошел, так как девайс не сулил стопроцентной совместимости и большая часть интересующих игр на нем попросту не запустилась бы. Чуть позже на Aliexpress появились готовые варианты.

 

В 2015 году, через сайт какого-то поляка,  я узнаю о GDemu, но цена на него неподъемная 30 000 на рубли. Тогда у меня и зарплаты такой не было. В следующем 2016 году, я случайно наткнулся в сети на книги из серии Tricks — Лучшие игры на Dreamcast в двух томах и приобрел оба.

Так, завернув свое желание узелком, я жил до 2020 года, пока наши братья китайцы не создали аналог, который стоил значительно дешевле. В 2021 году, я решусь на покупку  GDemu, но мне было жалко ковырять приставку купленную в 2011, тем более привод в ней еще работает. Тогда меня накроет очередная безумная идея, купить второй Дрим, с уже не работающим приводом, который я заменю на эмулятор привода. И естественно я вновь попаду в историю, ведь это ж Dreamcast ребят))) Лоты на Авито кусались, пришлось использовать другую барахолку, где мне удалось найти консоль с искомым дефектом плюс диски за 3000р вместе с доставкой. Смущало только одно, у продавца не было рейтинга. Решил рискнуть и…..  тут начинается новое приключение на цифровых полях.  Произведя оплату, мы с продавцом условились, что посылку он отправит через 3 дня. Через  3 дня посылка не была отправлена, я написал продавцу, тот принес извинения и написал, что из-за проблем с авто не смог добраться до почты, пообещав отправить посылку на следующий день. На следующий день тишина, я пишу сообщение, мне никто не отвечает. Так прошло два дня и я уже разозлившись позвонил по телефону указанному в профиле. Трубку взял довольно спокойный парень, я спокойно сказал, что либо тот отправляет посылку завтра, либо я жду возврат. На удивление на следующий день он предоставил мне фото упакованного дрима и трек номер. Приставка приехала, все соответствовало описанию.

Сразу же был заменен слот для батареек, чтобы можно было производить замену без пайки, за что спасибо нашему админу, который воплощает мои самые безумные техно фантазии. Причем на обеих приставках, так как батарее там приказали долго жить. Еще бы, в 2021 году им уже как минимум 20 лет.

На момент написания этой статьи я готовлюсь к покупке GDemu и блока питания для Дрим, которые станут для меня новым способом распахнуть дверь в мир Dreamcast, до сего момента эта дверь была лишь слегка приоткрыта…..

Приоткрыта потому что, в сущности, помимо записанных дисков, я уже был знаком с играми для Дрима. Поиграл я в них на PC. После смерти приставки, многие игры были спешно перенесены на другие платформы. Так в 2005 я стал обладателем пиратки с игрой Sonic Adventure DX. Да, вы будете совершенно правы, отметив, что это порт усовершенствованной версии с Gamecube, но сути это не меняет.

Ранней весной 2019 года, мы с Коляном прошли Alone in the Dark: The New Nightmare для PC, да, эта версия потеряла музыкальное сопровождение Дрима, но остальное осталось при ней. В 2020 я проходил первого Шенму, хотя так и забросил игру застряв в доках. Удалось погонять и в Crazy Taxi, благодаря сборнику Dreamcast Collection.

В начале 2020 года, мы с Лехой начинали проходить Ecco the Dolphin: Defender of the Future, для чего я купил пиратку для DC, но так и забросили из-за довольно танкового управления.

Так что наследие последней консоли от SEGA живее всех живых!


Алексей A.K.A. Psycho Mantis. Автор одноименного канала, посвященного переводам видео зарубежных ретро блогеров. Город Сестрорецк. 33 года.

Слово Dreamcast я вполне мог слышать в конце 90-х. Моему другу-мажору (у него давно был комп, что в детстве приравнивалось к богатству) довольно часто покупали Страну Игр и Великий Дракон. Однако будучи мелким, я не особенно любил читать горы мелкого текста, даже если они были про игры. Более менее интерес к чтению у меня проявлялся во всевозможных RPG, когда помимо текста присутствовал визуальный ряд. Приятель много рассказывал о PlayStation, много говорил о Dreamcast. В то время мне было наплевать на всякие Dreamcast и не было никакого дела до них. Так что не будем считать это началом моего знакомства c консолью. Не хочется мне считать за знакомством то что слышал краем уха.

Мое знакомство состоялось, когда я впервые прочитал о Dreamcast в старых журналах «Страна игр» начала 2000-х годов после того, как у меня повысился интерес к чтению, позаимствовав несколько журналов у приятеля. Поскольку «Страна игр» старалась так или иначе охватить все консоли, в каждом номере была небольшая статья, сотканная буквально из пары-тройки предложений, скриншоты из игр, первые обзоры и т.д. Мало-помалу каждое последующее упоминание о системе добавляло мне интереса к консоли и не давала поводов забыть о ней.

Когда Александр предложил мне написать эту статью, он фактически оживил в моей голове несколько воспоминаний.  Возможно, впервые я узнал о Dreamcast еще раньше. Впервые я узнал о Dreamcast, сам того не осознавая, посмотрев старое киберспортивное шоу под названием «Игродром» на 6 канале (СТС сейчас).

Она выходила в начале 2000-х. В них дети, которым не было 18 лет, соревновались друг с другом в 18+ играх Counter-Strike, Unreal Tournament, Quake 3, Need for Speed, Fifa и заканчивали передачи финальным махачем в кровавом MK4 по каналу, которые смотрели школьники.  Я не знаю, существовала ли она для того, чтобы показать киберспортсменов с положительной стороны, или это был своеобразный способ прорекламинировать железо, или своеобразная замануха для новых игроков в компьютерные клубы, но у нас во дворе ее смотрели многие. Все участники были вежливы, создавался дух командной работы, чувство соперничества и т.д. Старшие дети в нашем дворе называли их всех ламерами и неумехами, говоря, что если бы они пришли на шоу, то сыграли бы в 10 раз лучше. Наверняка они им завидовали, потому что в конце участники получили призы. И надо сказать, что у этой программы были хорошие спонсоры, такие как «HP» и «Casio», поэтому призы были приличные: принтеры, сканеры, компьютеры и т.д. А в передачу набирали, наверное, тех, кто прилично выглядит:)). Сдохла передача быстро и безболезненно, не прожив и полгода застряв навсегда в 2000-ых.  В перерывах между раундами часто показывали рекламные ролики на компьютерную тему. Именно в этой программе то ли рекламировали Dreamcast, то ли вручали ее в качестве приза. И они показали нарезку видео с играми. Я запомнил только одну игру. Это был красивейший и великолепнейший файтинг в полном 3D с мечами. Скорее всего, это был самый первый Soul Calibur. Тот самый, который получил 98 баллов на Metacritic, 10 баллов в Стране Игр, и звание одной из лучших игр всех времен и народов. Будучи неудачной консолью с точки зрения продаж, Dreamcast часто выдавала такие шедевры, которые помогли ей остаться одной из самых живых мертвых консолей.

В Сестрорецке было два магазина, в которых продавались игры для Dreamcast. Первым был «Торговый домъ».

Он отличался тем, что находился недалеко от моего дома, и огромным выбором видеоигр. На втором этаже была комната, где продавались игры. Две трети магазина занимали консольные игры. Остальное — видеокассеты и аудиокассеты. Там были большой ассортимент игр для PS1, Dreamcast и даже Dendy и Sega, которые на тот уже сдали свои позиции. Магазин вскоре исчез, а на его месте появилась другая продуктовая точка. Вторым был магазин в универмаге «Сезон». Это был длинный, вытянутый торговый центр, в котором был небольшой игровой магазин. Он был уже намного дальше от моего дома, но зато рядом с моей школой, что было удобно для покупки игр в будние дни после уроков. Там можно было обменять или взять напрокат игры. И самое главное, в этом магазине можно было купить приставки, джойстики и даже аксессуары для них.

Сами консоли (не только Dreamcast) купить в Сестрорецке было не так просто. Нельзя было прийти в магазин, заплатить, взять приставку и уйти. Нужно было подойти к кассиру и оставить заявку на покупку приставки, указав свой домашний телефон. Я не знаю, разрешалось ли это делать ребенку, но, скорее всего, это делали родители и те, кто старше 18 лет. В заявке на покупку приставки можно было даже указать необходимые игровые аксессуары и игры для консоли. Подождав пару дней, получаешь добро уже по телефону, кто-то из Петербурга приезжает с приставкой в Сестрорецк, проверяешь ее работоспособность. Оплачиваешь и забираешь консоль.

         На Dreamcast всегда было меньше игр, фактически это был один стеллаж, очевидно, что игры PS1 были в приоритете. Они всегда были дороже пиратских игр PS1, примерно в полтора, а то и в два раза. Но бывало, что всяческие хиты продавали даже за 180 рублей. Пиратские игры на одном диске на PS1 стоили от 55 рублей, а игры на 2-3 дисках — 120 рублей и 180 рублей соответственно. Сколько стоила приставка я не знаю.

         Поиграть же в Dreamcast можно было в компьютерном клубе «Квест», расположенном рядом с кинотеатром «Курортный». Там было два десятка компьютеров, несколько PS1 и одна Dreamcast. Игры для Dreamcast стояли в застекленном стеллаже.  Смотришь и выбираешь  игры. Каждые пять минут ты дергал нервного оператора компьютерного клуба, он доставал игру, ты запускал ее и играл. 1 час игры стоил 10 рублей. Тема играть в приставку часами в клубе меня вообще не привлекала (максимум поиграть разочек в МК4 Gold) и поэтому в клубе я играл только на компах.

Постепенно все это стало исчезать. PS1 и Dreamcast постигла участь Sega и Dendy. На смену им пришли игры для PC и PS2. А В последующие годы я вообще перестал что-либо находить, ни в магазинах, ни на барахолках, ни на блошиных рынках, кстати, количество последних сократилось в несколько раз. И в конце концов мне пришлось самому ехать в Санкт-Петербург и покупать все там.

Что привлекло меня в Dreamcast в детстве в первую очередь? Это графика игр. Все игры на консоли от SEGA казались мне невероятно красивыми, будь то на скриншотах в журналах или в видео, на старых телевизорах или всевозможных мониторах. Игры всегда смотрелись потрясно. И не важно какого жанра. Японские RPG, шутеры, слешеры, экшены, гонки, футбол. Абсолютно все из них я считал красивыми. После них все игры на PS1 казались мне невероятно страшными. Это был практически ПК, но только на телевизоре и с джойстиком.  Это ощущение сохранилось даже спустя многие игры. Возможно, причина была в том, что у меня была PS1, а графическая составляющая PS1 совсем не прошла проверку временем. А игры на Dreamcast казались мне прекрасными тогда и остаются таковыми для меня до сих пор.

         Именно поиграл в нее больше 10 минут,  я у своего приятеля, чей старший брат самостоятельно уже зарабатывал и купил ее для себя. Год сказать не могу, я не Хроникер и Кинаман. Он был достаточно благосклонным, и ко мне хорошо относился, и разрешал нам в нее играть когда его не было дома. Игр у него было много и денег он на них не жалел (будучи мелкими, 40 игр мне казались огромным количеством).

         Первыми играми были Soldier of Fortune, Berserk, Tomb Raider 4, Quake, Tony Hawk, Resident Evil Code Veronica и конечно же богоподобный Soul Calibur. Как же он прекрасен. Динамичный, яркий и безумно красивый. На его фоне Soul Edge казался блеклым, уродливым родственником. Я не буду предаваться ностальгии по любимым играм, так как они, скорее всего, такие же, как и у других, с небольшими изменениями.

         Я так хотел поиграть в Dreamcast, что у меня хватило наглости, вопреки советам моего приятеля, лично попросить этого старшего брата дать мне консоль на выходные в обмен на PS1. Старший брат пожалел меня и дал мне её на один день. И так я просидел за ней около 10 часов. После этого я долго отходил от неё.

         И, как ни странно, это был единственный долгий опыт общения с консолью от Sega. Потом появилась PS2, и я поклонялся другой консоли.  Львиная доля всех хитов Dreamcast были портированы и ремастированы, и надобность в ней отпала.