В декабре прошлого года меня накрыла волна просмотра фильмов о советской молодежи, периода конца 80-х. Эти фильмы поднимали достаточно острые социальные проблемы, о которых ранее просто нельзя было говорить с большого экрана. После себя фильмы оставили достаточно депрессивное настроение, и я взял тайм аут. Моим подбором фильмов интересовался коллега Федор, который спустя полгода посоветовал ознакомится с лентой режиссера Акана Сатаева – Районы.

Алма-Ата 1987 год. Ученик 10-го класса Арсен переезжает в город. Естественно мать переводит его из спортивной школы-интерната в новую школу. Там Арсен знакомится с одноклассниками, которые являются представителями районных банд. Постепенно они посвящают его в свои дела и иерархическую лестницу. В итоге Арсен встает перед моральным выбором, уйти с головой в мир подростковой преступности или остаться верным своим взглядам.

В самом начале картина напоминала наш советский фильм «Меня зовут Арлекино». Меня очень волновало, что далее кино пойдет по тем же рельсам, но к счастью это не так. В «Арлекино» герой был болен своим районом и даже, когда ему выпал шанс его покинуть, он отказался. Глупое упрямство, основанное на собственном видении мира, привело к драматичной концовке, которая должна была дать герою урок, но дала или нет, мы так и не узнаем, фильм на этом заканчивается. Здесь же стремление стать своим и попытка пренебречь личными принципами стало причиной смерти человека, послужившей последней каплей. Что показывает, просто взять и выйти из этого «болота» нельзя. Не понятым для меня осталось, как персонаж, изначально имеющий достаточно твердую жизненную позицию связался с подобным криминальным слоем общества. Этот момент передан двумя сценами, драка на улице и знакомство в школе. Причем видно, как герою фильма не приятны поступки некоторых представителей банды и он просто терпит. В конце, накал достигает пиковой точки, но тогда появляется вопрос, зачем это было терпеть? Ведь несколько сюжетных поворотов давали ему понять, что присутствие в этой компании не сулит ничего хорошего. Конечно, все можно списать на возраст персонажа и юношеский максимализм, но это уже домыслы. И еще небольшая ложка дёгтя, финал. Сцену «прошло 8 лет» считаю лишней. Почему? Потому что она ломает поучительный финал. Герой выходит из тюрьмы, его встречают друзья (как можно стать друзьями за столь короткий промежуток времени я не знаю) и говорит, с улыбкой на лице – «Надо двигаться дальше». Куда? У тебя нет не образования, с судимостью тебя не везде возьмут работать. Пойдешь к своим друзьям авторитетного вида, дабы все повторилось вновь?  Сюда же добавлю, если убитый авторитет действительно имел вес в криминальном мире, то парень бы просто не выжил в тюрьме, там никакое дзюдо бы уже не помогло.  Некоторые скажут, что тема фильма устарела и лишь поминает о былом, но сейчас в стране процветает такая тема, как АУЕ, которая втягивает в свою бездну все больше подростков из малообеспеченных семей, фильма наверняка они смотреть не будут, предпочтя его очередной части Форсажа или роликам о тюремном укладе на ютьюб. Однако посыл в фильме именно для них, как можно сломать свою жизнь в попытке стать своим, игнорируя закон и моральные нормы общества.

Итог – фильм обязателен к просмотру подрастающему поколению, как своеобразный урок. Людям старшего возраста, он напомнит такие ленты перестроечного периода, как вышеупомянутый «Меня зовут Арлекино», «Дорогая Елена Сергеевна», «Авария — дочь мента» или же трилогию «Мир в другом измерении».