Год назад, в декабре меня накрыло желание посмотреть молодежные фильмы перестроечного периода. Гласность открыла перед кино дверь истины, хотя многие отмечают «чернушность» подобных картин и отрицают , что сюжеты этих фильмов вообще могли происходить на территории союза. И вот спустя год на портале DTF выходит  статья о советских фильмах 80-х. Естественно, я сверяю его по памяти с кинокартинами, которые уже мне знакомы, выхватывая оттуда фильм с названием Сатана 1990 года.

В центре сюжета находится парень убивший дочь женщины, занимающей высокую должность. Фильм довольно монотонно, но в мельчайших подробностях описывает нам быт убийцы, его характер, но причину содеянного откладывает до финала. Довольно симпатичный парень буквально через 20 минут фильма заставит вас испытывать приступы тошноты и отвращения своими поступками и отношениям к людям. Индивидуальным почерком картины стала давящая тишина, музыку (если ее так можно назвать), мы услышим только в начале и в конце ленты, в течении же фильма на нас будет давить звуковая действительность. Самое удивительное, что этот прием работает. Он заставляет чувствовать опасность и ставит вас с родителями девочки в один ряд, ибо они не знают о состоянии ребенка абсолютно ничего. Их тишину лишь мимолетно разрушают звонки убийцы, требующего 100 000 рублей в обмен на возврат дочери, которой уже нет в живых.

В рецензиях я встречал довольно любопытные заметки, что герой картины является отражением того времени, этаким символом вседозволенности и безнаказанности. Довольно любопытное наблюдение, возможно даже истинное. На момент выхода фильма мне было всего 2 года и оценивать адекватно то время я не имею права. В жизни мне встречались люди с обоих сторон баррикад, те которые говорили что перестройка принесла им свободу и деньги и те, кто говорил что многое потерял в этот период. Этакое разделение некогда народного единства в два русла. Потому я в отношении главного персонажа придерживаюсь идеи, что отчасти он действительно является «героем» своего времени.  Смотреть фильм довольно тяжело по нескольким причинам. Во первых он действительно тягуч, я не раз обращал внимание на часы во время просмотра, но желание узнать первопричины его поступка и саму личность не давали переместить ползунок в плейере. Во вторых уж очень он давящий, более скажу, не советую его впечатлительным людям. В нем нет сцен расчелененки или жесткого насилия, само ваше нутро будет выворачивать от личности преступника.

В плане актерского мастерства, не скажу что меня устроили все актеры. Допустим не сумел я прочувствовать полностью горя матери. Вот не смогла (ИМХО) Светлана Брагарник передать весь страх и всю материнскую боль.

Но при этом Сергей Куприянов в роли убийцы, действительно заставил ненавидеть своего персонажа  и бегать мурашки по телу, особенно в момент, когда он улыбается.  Есть что-то зловещее в этой улыбке. Сразу почему-то в голове проводиться параллель с фильмом Омен. Возможно, Куприянов стал бы отличным Дэмиэном Торном в третьей части.

Итог – советовать всем этом фильм я бы не стал, ибо подход к повествованию достаточно нудный. Однако если вы любите копаться в личности отрицательных персонажей и являетесь поклонником жанра триллер и фильмов перестроечной эпохи в целом, то стоит ознакомится с картиной.