Недавно в нашей беседке Axl-69, узнав, что я в своё время играл на настоящем GameCube, попросил меня написать статью с моими воспоминаниями о данной консоли, а потом спросил: «А почему ты не стал Нинтендобоем?» Для ответа надо проследить за историей «Большой N» в Японии и на Западе и сравнить её с нашей.

Прорыв, совершённый NES/Famicom в остальном мире, вполне можно сравнить с культом Dendy у нас в 90е. И если за рубежом успех 8-битки продолжила SNES (не забудем и о мегапопулярном Gameboy), в России (особенно за пределами крупных городов) гораздо больше была распространена Sega MegaDrive (лично я в Кургане саму Super Nintendo видел в продаже всего один раз, а картриджи – никогда), не в последнюю очередь благодаря пиратам. Затем появилась N64, которая у нас практически не встречалась. Об играх для данной консоли у меня не было возможности узнавать, в «Великом Драконе» описаний для неё не было – так, лишь иногда промелькнёт пара строчек в новостной заметке. Да и выходивший в 98ом году журнал «Видеоигры», изначально планировавший писать про PlayStation и Nintendo 64, ограничивался одной-двумя играми от «Большой N» на номер.

 

О следующей консоли от Nintendo я узнал, конечно, тоже из «Дракона». Она тогда носила кодовое имя Dolphin и представлялась серьёзным конкурентом PlayStation 2 и Dreamcast (про Xbox тогда ещё не знали). В 44 номере за июль 99 года была аналитическая статья Валерия Корнеева (о ней я упоминал в своих воспоминаниях про Dreamcast), сравнивающая 3 приставки и рассказывающая, чего от них можно ожидать. Лично я тогда мечтал о PlayStation 2 и новых доводов в пользу консолей от Sega и Nintendo там не обнаружил. Кода вышел 50й «ВД», выяснилось, что Dolphin – временное название, а в 51ом, в заметке о Resident Evil 0, было написано, что данная игра выйдет на GameCube. Вот так я узнал новое название «Дельфина».

Как GameCube выглядит, я увидел только в 2001ом, из 54го номера, где на обложке были представлены все 4 консоли нового поколения, а внутри – подробное их описание от Wren’а. Что любопытно, про «Куб» было сказано, что в нём будет использоваться формат mini-DVD, поэтому пиратам придётся выбирать между Xbox и PS2 (Dreamcast к тому моменту уже перестал поддерживаться «Сегой»), и поэтому приставка от Nintendo не станет народной российской консолью. Отчасти справедливо, хотя mini-DVD не так уж и сложно подделывать. А ещё Wren написал, что у GameCube намечаются серьёзные проблемы с поддержкой независимых студий, поэтому ей придётся выезжать за счёт своих эксклюзивов. Я очень любил популярные серии для первой PlayStation, поэтому даже не задумывался о «Кубе». Первой серьёзной причиной начать посматривать в его сторону стала новость, опубликованная в 56ом «Великом Драконе». В ней говорилось о том, что Capcom станет выпускать новые части Resident Evil только для GameCube. Весь 2001ый я размышлял, какую же приставку нового поколения выбрать. В итоге Silent Hill 2 и Final Fantasy X склонили чашу весов в пользу PlayStation 2, которую мы приобретём летом 2002го. В материале для своего фэнзина «Друг геймера» я, сравнивая консоли, упомянул, что GameCube – машина мечты для всех, кто увлекался игрой на Super Nintendo, ведь здесь есть Mario, Zelda и Metroid. Мой друг Денис, прочитав эту фразу, рассмеялся, мол, нашёл чем завлечь, да кому они нужны!

Что интересно, в августе 2002го закрылся журнал Official PlayStation Magazine, и с сентября я стал покупать «Страну игр», и вот там я вдоволь начитался описаний игр для GameCube! Например, меня сильно впечатлил Animal Crossing. Но, имея PS2, я читал об этих проектах лишь «для общего развития». Так как PlayStation 2 и сама стоила недёшево (мы на неё год копили!), и лицензионные диски по 2000 за штуку – я не мог даже задуматься о покупке ещё одной консоли. С такими ценами нам приходилось приобретать всего по три-четыре диска в год… Зато в 2004ом у нас появился компьютер! Я с жадностью напал на пиратские игры, и у меня довольно быстро наступило пресыщение. В 2005ом я несколько отошёл от игр и даже перестал покупать соответствующие журналы (переметнувшись на Total DVD).

Вернулся я к геймингу в декабре 2006го, когда на Новый год купил себе свою первую портативку – PSP! К лету 2007го я ещё и на Wii поиграл, но узнав, что один мой знакомый, Илья, приобрёл себе с рук GameCube, я решил посмотреть на такое чудо. Соответствуя своему названию, консоль оказалась маленьким стильным кубиком – правда, не обычного фиолетового, а лимитированного чёрного цвета. В комплекте с ним шли mini-DVD болванки с различными играми, и ничто не мешало Илье и самому их записывать. Кончено, долго я в гостях ни в одну игру не поиграл, но из того, что я заценил, мне особенно понравились Mario Kart: Double Dash!! и Super Smash Bros. Melee, ведь на PS2 и PSP подобных игр не было, а уж в проекты с участием Марио на консоли (эмули не считаем) я не играл со времён Dendy!

 

Разумеется, мне хотелось подробнее ознакомиться с библиотекой GameCube, поэтому в августе я с радостью согласился с предложением Ильи на время поменяться приставками: я ему – первую «Соньку», а он мне – «Кубик». И помимо Mario Kart и Smash Bros. (геймплей которых я, кстати, себе на видик записал) я довольно много времени провёл за SoulCalibur 2 (к тому времени у меня уже была третья часть для PS2, поэтому она меня не особо впечатлила) и… Resident Evil Zero! Оказалось, что это великолепный олдскульный «Резидент», вполне оправдывающий покупку консоли! За 9 дней я его прошёл. Из недостатков я отмечал только статичные бэкграунды, которые после великолепной Code Veronica X смотрелись сильно уж архаично.

 

Перемотаем время на 2009 год. К тому времени у меня уже год как будет Xbox 360, а тот самый Илья приобретёт себе помимо него ещё и Dreamcast, DS, PSP, Wii, PS2 и PS3. И в январе он снова мне даст поиграть GameCube. Заценив Viewtiful Joe, R: Racing Evolution и Paper Mario, я снова перепрошёл Resident Evil 0 (так он мне нравился!), после которого принялся за ремейк первой части, который мне тогда показался гораздо сложнее оригинала. Неделю я с ним маялся, пока меня окончательно не выбесила лаборатория с акулами! Я тогда забил на него и решил попробовать Resident Evil 4. Какие дифирамбы ему пели в «Стране игр»! И поиграв пару часов, я готов был согласиться и поставить игре оценку 99 из ста! Кончено, это был никакой не «Резидент», а очень интересный экшн, в который было так весело играть. По крайней мере, так я думал тогда. Но проведя в нём ещё пару часов, я стал уставать от однообразия аренного шутера, а ещё через пару я окончательно разочаровался в RE 4 и отдал «Куб» другу обратно (если кому интересно, Resident Evil Remake я позже пройду на эмуляторе GameCube и возьму цифровую HD-версию для PS3; а четвёртую часть куплю для PS2, убью на неё 16 часов, а перепройду лишь однажды).

 

Так вот, на вопрос, мог бы я теоретически стать Нинтендобоем, я отвечаю: да. Но только если бы рос не в России, а в стране, где SNES, N64 и GameCube были популярными и могли конкурировать с «Сегой» и «Сони». Ведь каждая из этих приставок помимо мультиплатформы может похвастаться рядом эксклюзивов от «Большой N», похожих на которые игр на других консолях попросту нет.

Ну и напоследок я приведу рейтинг сыгранных мной на GameCube игр, составленный в 2009 году.

Resident Evil Zero 99%
Mario Kart: Double Dash!! 99%
Super Smash Bros. Melee 91%
Resident Evil 4 90%
SoulCalibur 2 90%
Paper Mario: A Thousand Years Door 89%
Resident Evil Remake 88%
R: Racing Evolution 82%
Viewtiful Joe 75%
Metroid Prime 72%
F-Zero GX 51%